Отдыхаем : С 29.04.24 по 01.05.24 С 09.05.24 по 12.05.24 С 13.05.24 Бутик работает в...
Рейтинговые вина
Рейтинг вин – система, принятая винными критиками для оценки качества напитка. Само определение термина подразумевает, что такие оценки всегда в той или иной степени субъективны, поскольку в большинстве случаев решение принимает один человек, а не коллегия дегустаторов. Существует множество рейтингов, рассматривающих самые разные параметры, но ни в одном из них не используется лабораторное оборудование, основа оценки – только слепая дегустация.
Всемирно известные рейтинги вин.
С конца 1990-х годов самой популярной является шкала Роберта Паркера, на которой основываются такие журналы, как «Wine Enthusiast», «Wine Spectator», «Wine Advocate». Другие признанные рейтинги – система Дженсис Робинсон, шкала Майкла Броадбента и Дениса Руденко (для вин российского производства).
С развитием интернета стали появляться любительские рейтинги, основанные на суждениях непосредственных потребителей вина – например, сайт CellarTracker или приложение Vivino.
Чтобы узнать оценку среднюю оценку других пользователей мобильного приложения Vivino, достаточно сфотографировать этикетку бутылки
Любая оценка – как профессиональная, так и любительская – включает в себя не только очки, набранные вином, но и описание ароматического букета, разбор нюансов вкуса и общее впечатление, которое напиток произвел на дегустатора.
История появления оценок
В том или ином виде рейтинги хорошего вина существовали всегда, однако современную форму, с баллами и пунктами, приняли не так давно. В середине XX века сложилась уникальная ситуация: рынок оказался буквально переполнен вином со всех концов света, потребители терялись в этом разнообразии и не знали, что выбрать. Так сформировалась ниша для винных критиков, которые могли бы на уровне экспертов оценивать напитки и говорить публике, какие лучше покупать.
Обзоры публиковали в журналах, но у читателей не было времени изучать длинные и подробные описания, потребители хотели быстро понять основные характеристики вина и решить, покупать его или нет. В результате появилась и успешно прижилась система баллов, упрощающая выбор вина.
Удобные рейтинги с бальной оценкой сыграли значительную роль в развитии винного рынка Азии, России и Южной Америки в начале XXI века, так как маркетологи могли заранее предугадать, какое вино будет пользоваться успехом, не проводя масштабных и дорогостоящих исследований.
Однако надо понимать, что оценка сама по себе дает мало информации, не менее важен комментарий дегустатора-критика – аргументация, почему вино заслуживает именно выставленных балов.
Рейтинг Паркера
Появился в 1970-х годах. Вино оценивают по шкале от 50 до 100 баллов, что приблизительно соответствует системе школьных оценок в Америке. Любой напиток изначально получает базовые 50 баллов, дальнейшие пункты начисляются за:
- цвет;
- аромат;
- вкус и послевкусие;
- общий уровень и потенциал развития.
Чтобы считаться «хорошим», вину нужно получить 85 пунктов. Напитки от 90 баллов уже входят в категорию «превосходных, а сорта, набравшие 100 пунктов, называются «экстраординарными».
91 пункт по шкале Паркера от журнала «Wine Advocate», производитель может собой гордиться
Шкала Дженсис Робинсон
Использует 20-балльную систему, придуманную в 1959 году Мэйнардом Эмейроном. Баллы суммируются по 10 параметрам:
- внешний вид;
- цвет;
- аромат;
- отсутствие уксусных нот;
- кислотность;
- соотношение кислотности с сахаром;
- текстура;
- вкус;
- содержание танинов;
- стиль.
Хорошие вина начинаются от 17 баллов, приемлемые, «на каждый день» — от 13.
Похожую систему использует и Денис Руденко для составления рейтинга российских вин. Этот критик в основном работает с брендами с постсоветского пространства. Он и другие российские дегустаторы часто ограничиваются оценкой только четырех параметров: цвета, аромата, вкуса и стиля.
Критика оценки вин по рейтингу
Критики такого подхода упирают на то, что общемировые рейтинги вин способствуют глобализации и нивелируют значимость терруара (уникальных климатических условий региона), не учитывая особенности сорта вина. Оценочные шкалы оказывают огромное влияние на экономику, и производители стараются адаптировать свою продукцию под вкусы потребителей, теряя уникальные свойства напитков, которые высоко ценятся знатоками.
Рейтинги и маркетинг
Если принимать за точку отсчета самую популярную 100-балльную систему, то бренды с рейтингом меньше 80 считаются чуть ли не позором производителя. Эти вина никогда не получают наград на конкурсах, их не закупают рестораны и не публикуют в своих каталогах журналы.
Чтобы попасть в винную карту хорошего ресторана, бренд должен набрать как минимум 85 баллов, а лучше – 86-89. 90-балльные вина – прерогатива алкогольных бутиков, и только несколько десятков марок в год получают высший балл – 100.
В России эта практика менее распространена, в магазинах редко можно встретить шелфтокеры (специальные ярлыки) с категоризацией ассортимента по рейтингу.
Где публикуются рейтинги
Рейтинг Паркера охватывает более 225 тысяч брендов. Дженсис описала чуть менее 100 тысяч вин. Рейтинги публикуются не только в печатной прессе, но и на сайтах оценщиков.
По большому счету, это самые известные и достоверные источники. Если видите на винной этикетке фразу вроде «5 баллов на слепой дегустации» или «лучшее вино региона по мнению ***» — это просто реклама, которая ничего не говорит о качестве вина.
Если интересующего бренда нет в базе, возможны два варианта:
- Вино набрало меньше 80 баллов;
- Марка еще не проходила дегустацию.
Даже высокорейтинговое вино может испортиться при неправильном хранении, поэтому стопроцентной гарантии превосходного вкуса все равно никто не даст.